Создание нового продукта (чек-лист)

1855

Этот чек-лист мы подготовили в 2010 году, во время работы на промышленном предприятии. Сейчас его используют, при создании новых продуктов, наши Клиенты. Чек-лист «Создание нового продукта» подходит и для ритейла при выпуске продуктов под собственной торговой маркой (СМТ или Private label).

  1. Разработка идеи продукта

Идея создания продукта может формироваться на основе:

  • Идей сотрудников (Участники процесса обслуживания Клиентов, продавцы, товароведы, маркетологи…);
  • Экономисты (экономический анализ товара и категорий);
  • Мозгового штурма (идеи, возникающие во время совещаний…);
  • Разработки маркетологов (на основе изучения и наблюдения за Клиентом, анализа и прогнозирования тенденций и трендов);
  • Чужих идей с доработкой (на основе конкурентного анализа).

Ответственный за фиксацию и описание идеи: маркетолог.


Весь процесс создания и продвижения продукта идет под контролем маркетолога с маркетинговым мышлением!


  1. Маркетинговый аудит

По описанию идеи готовиться программа маркетингового аудита Клиента, покупающего и использующего продукт данной товарной категории.

Подробно проведение МА в статье «Маркетинговый аудит: введение и чек-лист»: http://www.repiev.ru/articles/Audit-Marketing.htm

Ответственный за проведение маркетингового аудита и его качество: маркетолог.

  1. Экономический анализ

3.1. Анализ прибыли от продажи товара на основе продаж аналогичных товаров (других производителей, при возможности) или прогноза по результатам маркетингового аудита;

3.2. ЭА на этапе создания: себестоимость;

Ответственный: экономист.

3.3. ЭА на этапе отбора поставщиков

Ответственный: отдел снабжения.

  1. Маркетинговое задание

На основе проведенного маркетингового аудита формируется маркетинговое задание для отдела проектно-конструкторского отдела.

Ответственный: маркетолог.

  1. Проектно-конструкторский отдел
  • Формирует техническое задание для производства;
  • Проводит отбор поставщиков упаковки;
  • Заключение договора (участвуют сотрудники согласно стандарта «Заключение договоров»)

Ответственный: проектно-конструкторский отдел.

  1. Отдел снабжения
  • Проводит отбор поставщиков;
  • Аудит поставщиков (маркетолог собирает характеристики их продуктов и предприятия для продающих моментов)
  • Заключение договора (участвуют сотрудники согласно стандарта «Заключение договоров»)

Ответственный: отдел снабжения.

  1. Изделие 

7.1. Тестирование пробного образца. Качество изготовления упаковки. Удобство использования.

7.2. Производство устраняет выявленные замечания. В случае невозможности устранения меняется ТЗ.

Ответственный: Проектно-конструкторский отдел.

  1. Продающие моменты

На всех стадиях работы над новым продуктом маркетолог должен продумывать и предлагать ПМ.

Ответственный: маркетолог.

  1. Идентификаторы

9.1. Маркетолог разрабатывает:

  • Название продукта (простое легко, запоминается)

9.2. Дизайнер разрабатывает:

  • Логотипы;
  • Фирменные графические элементы;
  • Упаковка (форма и дизайнерское решение).

Обязательное требование для дизайнера: хорошая читаемость!

Ответственный: маркетолог.

  1. Упаковка

Упаковка разрабатывается с учетом ее критичной важности для ритейла. Здесь она единственный «продавец»!

10.1. Учитываем работу в двух ситуациях:

  • 2-4 метра;
  • Продукт «в руках».

10.2. Обязательные основные вопросы от Клиента при создании упаковки:

А как Клиент…

  • Обратит внимание на продукт?
  • Что помешает этому?
  • Что поможет?
  • Что заставит его взять продукт «в руки»?
  • Что удержит продукт «в его руках»?
  • Что заставит его читать информацию на упаковке?
  • Что его интересует?
  • Что его НЕ интересует
  • Что ему понятно?
  • Что ему нужно?
  • Что его раздражает?
  • Что его унижает?

Главный вопрос: а как это продает?

10.3. Моделируются и анализируются ситуации:

  • Транспортировки от производителя до полки;
  • Размещения на полке;
  • Покупка;
  • Доставка;
  • Хранение;
  • Утилизация.

10.4 Оценивается:

Легко ли…

  • Оценить качество товара;
  • Нести товар из магазина;
  • Открывать;
  • Использовать;
  • Хранить;
  • Утилизировать.

10.5. Испытание на прочность

Ответственный: маркетолог.

  1. Информация на упаковке

 Технические задачи:

  • Показывать категорию продукта;
  • Выделять продукт среди десятков сходных товаров;
  • Рекламировать данную марку;
  • Нести юридически необходимую информацию.

Ответственный: маркетолог.

  1. Документация

Для каждого создаваемого продукта маркетолог готовит

  • Пособие по продаже (для региональных менеджеров и для продавцов магазинов, включает рекомендации по выкладке товара);
  • Для некоторых товарных категорий создается памятка «Как выбирать…». (например, в каталоге или на сайте).

Ответственный: маркетолог.

  1. Юридическое сопровождение
  • Регистрация торговой марки (если нужно);
  • Юридический анализ сделок;
  • Претензионная работа;
  • Контроль договоров.

Ответственный: юрист. 

  1. Производство

14.1. Создание продукции;

Ответственный: начальник производства.

14.2. Заказ упаковки, проверка образцов;

Ответственный:Проектно-конструкторский отдел.

14.3. Контроль качества готовой продукции.

Ответственный: отдел ОТК.

  1. Маркетинговые коммуникации
  • Реклама

Содержание и выбор носителей зависят от конкретного продукта. Выбираются в процессе маркетингового аудита.

  • Продвижение в местах продаж

В местах продаж перед выходом продукта размещается информация о новинке (по согласованию с перепродавцами).

Ответственный: маркетолог.